Технологии

23.09.2024 
Технология "Загадка дня"







07.09.2024
Технология продуктивного чтения

        Технология "Продуктивного чтения" в детском саду — это метод, который активно используется для развития у детей навыков осмысленного восприятия текста и критического мышления. Опыт применения данной технологии я начала внедрять в своей группе, и результаты превзошли все ожидания.
    Первым шагом стало знакомство детей с текстами различного жанра, начиная от сказок до познавательных рассказов. Я акцентировала внимание на ключевых моментах, задавая вопросы, которые побуждали малышей рассуждать: "Почему герой поступил именно так?" или "Как бы вы поступили на его месте?". Это помогало не только развивать их аналитические способности, но и учило выражать собственное мнение.
    Важной частью процесса стало использование наглядных пособий. Мы рисовали карты сюжета, что позволяло визуализировать информацию и лучше ее усвоить. Чтение вслух сопровождалось обсуждениями, где дети делились своими эмоциями и впечатлениями. 
    Результаты применения "Продуктивного чтения" впечатляют: дети стали более уверенными в себе, развили навыки самовыражения и научились активно слушать друг друга. Эта технология подарила нам возможность не только читать, но и понимать.

10.08.2024 

«Кубик Блума» как метод педагогической инновационной технологии  

    Кубик Блума
— это уникальный инструмент, который помогает воспитателям развивать критическое мышление и творческий подход у детей. Разработанный Эдвардом Блумом, этот метод направлен на систематизацию вопросов и заданий, способствующих глубокому анализу и расширению кругозора.
    Кубик состоит из шести границ, каждая из которых соответствует уровню когнитивных процессов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Это делает его универсальным средством для внедрения активных форм обучения. Воспитатели могут использовать кубик, чтобы не просто проверить знания детей, но и помочь им глубже осмыслить материал.
 «Кубик Блума» выделяется своей способностью генерировать вопросы различных типов. Воспитатель или ребёнок бросает кубик, и на выпавшей грани указано, какой вопрос следует задать. Наиболее удобно ориентироваться по слову, изображённому на грани, с которого и начинается вопрос.
  • «Назови» предполагает воспроизведение знаний, задавая простейшие вопросы, где ребёнок должен просто назвать предмет, явление или термин.
  • «Почему» открывает блок вопросов, помогающих установить причинно-следственные связи, описывающие процессы, связанные с указанным объектом.
  • «Объясни» уточняет, позволяя рассмотреть проблему с разных сторон и сосредоточиться на её аспектах.
  • «Предложи» побуждает ребёнка представить задачу на применение знания на практике, а также предложить варианты решения проблем.
  • «Придумай» касается творческих вопросов, основанных на фантазии и предположениях.
  • «Поделись» активирует мыслительную деятельность, помогая анализировать факты и оценивать значимость информации, придавая вопросам эмоциональную окраску и акцентируя внимание на чувственном восприятии темы.
    Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Коврограф "Ларчик". Пособие В. В. Воскобовича
   Развивающий комплект коврограф "Ларчик" В.В. Воскобовича - это незаменимый помощник для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Это уникальное пособие создано специально для развития у детей логического мышления, воображения, внимания и творческих способностей.
    Коврограф позволяет разместить на нем различные элементы - зажимы, кружки, веревочки, кармашки и другие. Ларчик Воскобовича это продвинутая версия школьной доски. Все детали легко крепятся к коврографу, делая занятия с детьми более интересными и наглядными. Технология «Сказочные лабиринты игры» предполагает вовлечение ребенка в учебный процесс через сказку. Коврограф Ларчик помогает делать учебный материал увлекательным и стимулирует творческое мышление детей и взрослых. Подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Коврограф включает в себя игровое поле из ковролина размером 1 на 1 м, с разметкой наподобие клеточной тетради. Система координат на коврографе облегчает понимание детям сложных понятий, а персонажи сказок "Фиолетового леса" делают занятия живыми и увлекательными.
        Пример дидактической игры с использованием коврографа "Ларчик".
 
18.05.2024 
Технология "Блоки Дьенеша"
    
    Важной целью воспитания дошкольника является развитие его умственных способностей и формирование мыслительных навыков, необходимых для успешной адаптации к новым знаниям. Содержание и методы обучения дошкольников должны быть направлены на развитие мышления и подготовку к школьному обучению, включая математическую подготовку.
    
    Логические блоки Дьенеша – это уникальный метод обучения детей математике, который был разработан венгерским педагогом Зольтаном Дьенешем. Этот метод позволяет развить у детей логическое мышление, абстрактное мышление, а также умение работать с числами.

    Логические блоки Дьенеша представляют собой набор разноцветных деревянных блоков различных форм и размеров. Каждый блок имеет свою уникальную форму и цвет, что позволяет детям легко различать и классифицировать их.

    Основной идеей метода является то, что дети могут учиться математике не только с помощью абстрактных символов и цифр, но и с помощью конкретных предметов. Это позволяет им лучше понять математические концепции и применять их на практике.
    
  Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью дети могут выполнять различные задания, такие как составление геометрических фигур, решение математических задач, классификация чисел и многое другое.  При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Этот метод помогает развить у детей логическое мышление, творческий подход к решению задач и уверенность в своих математических способностях.
   
     Занятия с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста. Выделяют такие стадии развития математических способностей:  Ознакомительный этап - свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией. Далее, двигаясь от простых заданий к более сложным, получается следующий нарастающий ряд дидактических задач: учим детей видеть различные свойства предметов; по выявленным свойствам учим сравнивать различные предметы; после того как логическая операция сравнения освоена, переходим к обобщениям и классификациям разного рода; знакомимся с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.

        Блоки Дьенеша являются отличным инструментом для педагогов, которые хотят сделать процесс обучения математике увлекательным и интересным для детей. Этот метод помогает им не только освоить математические навыки, но и развить креативное мышление и самостоятельность. В итоге, дети получают не только знания, но и навыки, которые пригодятся им в будущем.
        Пример занятия по формированию элементарных математических представлений с блоками Дьеныша по ссылке (смотреть)

27.03.2024 

Технология "Путешествие по реке времени"

Впервые технологию «путешествие по реке времени» предложила кандидат психологических наук, научный сотрудник института дошкольного воспитания Надежда Александровна Короткова, как одну из форм познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Основной развивающей задачей технологии является освоение временных отношений (от прошлого к настоящему). С помощью данной технологии легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.

Тематика путешествий осуществлялась на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.

  Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями: «древность-старина-наше время».

Технология строится на следующих принципах:                                                     

·         принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста;   

·         принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;

·         принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.                                                                                          

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»:

·         обсуждение реального или вымышленного события;

·         постановка цели исследования (узнать);

·         анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

·         работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»;

·         сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;

·         вывешивание таблицы на стене группового помещения;

·         дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Технология "Путешествие по реке времени" и ее применение в детском саду по теме «Защитники Отечества: от прошлого к настоящему»

В современном обществе особую актуальность приобретают вопросы воспитания патриотических чувств у детей. Как показывает практика, формирование у детей гражданской и национальной идентичности происходит успешнее, когда они знакомятся с историей своей страны. Одним из эффективных средств для достижения этой цели стала технология "река времени", которая находит свое применение в детских садах.



Технология "река времени" позволяет не только расширить знания детей о прошлых событиях, но и развить у них чувство патриотизма и гордости за свою страну. Дети узнают о подвигах настоящих защитников Отечества и военной славе России. Важно отметить, что такой подход к обучению и воспитанию не только делает уроки истории интереснее и запоминающимися, но и формирует у детей ценности гражданской ответственности, уважения к истории страны и умение быть защитниками Отечества.
        Вывод: использование данной технологии способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.

26.07.2023

«Тропа здоровья»

«Тропа здоровья» - это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе, задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру, ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений, он начинает лучше понимать возможности своего тела, развивает тактильные ощущения, координирует движения, а значит, улучшает здоровье, тем самым относится к нему бережнее.

«Тропа здоровья», организованная педагогами детского сада, состоит из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению и вызывает положительные эмоции. Она оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.



Основными целями организации «тропы здоровья» являются:

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

- улучшение эмоционально-психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни.

Дети с удовольствием шагают по тропе, шагают и приобретают здоровье!

26.05.2023

«Мозговой штурм - метод активизации родителей»

Цель: создание партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников.

     Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Задачи:

  • создать продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
  • вовлечь в обсуждении различных тем;
  • повысить компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников (в рамках обсуждаемого вопроса).

Участники: воспитатель, родители.

Описание

Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (от англ. brainstorm), ― это способ коллективного поиска решений для самых разных задач.

«Мозговой штурм» — метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа родителей, но оценки и выводы делаются в ходе собрания. Все родители делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство родителей, и считается правильной.

Брейнсторминг учитывает принципы мозгового штурма — это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

Прогнозируемый результат (как повлияет на развитие детей и/или родителей). Позволяет оптимизировать мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

Например, при использовании данного метода на собрании был поставлен вопрос: «Как привить любовь ребёнка к книгам?», на который в процессе «мозгового штурма» пытаются найти ответ родители.

На первом этапе ставится проблема, затем проводится мозговой штурм (озвучиваются правила). В итоге состоится принятие и разработка пунктов работы над данной проблемой.

Публикация опыта применения метода "Мозговой штурм" в работе с родителями детей дошкольного возраста в рамках ГМО «Школа молодого педагога» 2022-2023 учебного года («Мозговой штурм - метод активизации родителей» стр. 16)

Комментариев нет:

Отправить комментарий